(неофициальный перевод на русский язык Фонда GLORI — оригинал на английском языке размещён здесь)
Однажды Юля, координатор программы по работе с женщинами в одной из неправительственных организаций в Киеве, которая работает на принципах снижения вреда, обратила внимание, что у одной из её подопечных девушек складываются непростые отношения с её партнёром, причём ситуация имеет все признаки насилия. Она позвонила в государственный центр помощи женщинам, ожидая, что специалисты этого шелтера окажут необходимую помощь. Однако в ответ она услышала, что если её подопечная употребляет алкоголь или наркотики, то помочь ей они не могут.
В конце концов сотрудники шелтера согласились принять у себя эту девушку, но с условием, что она будет участвовать в программе метадоновой заместительной терапии и прекратит употреблять наркотики. Это решение не развеяло беспокойство Юли, ведь даже если тот парень, который является источником насилия, и позволит девушке стать членом метадоновой программы, формальности могут занять не одну неделю, а ведь она нуждается в безопасности прямо сейчас, немедленно, и это не терпит отлагательств. Причём и в милицию Юля позвонить тоже не может, ведь вместо помощи её подопечная может оказаться за решёткой, как наркозависимая.
Этот случай далеко не уникальный. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в мире каждая третья женщина подвергается насилию, причём чаще всего со стороны своего полового партнёра. В случае с женщинами, употребляющими наркотики, этот показатель достигает 76% (как, например, это происходит в Индонезии) или 80% — как, например, в Кыргызстане, где половина опрошенных женщин указали на сотрудников правоохранительных органов как на виновников насилия. Для общественного здравоохранения это представляет огромную проблему: с одной стороны, сотрудники правоохранительных органов должны реагировать на случаи домашнего насилия и оказывать жертвам необходимую помощь, а с другой стороны именно они стоят на переднем плане в так называемой войне с наркотиками. Для них женщины, употребляющие наркотики, являются нарушителями и потенциальными преступниками, а вовсе не соотечественницами, чьи права и чьё здоровье нужно защищать.
Подопечная Юли на собственном опыте убедилась, что те организации, которые оказывают помощь женщинам, далеко не всегда готовы открыть свои двери женщинам, употребляющим наркотики. Большинство женских шелтеров по всему миру требуют от своих постояльцев отказаться от употребления наркотиков и алкоголя, даже несмотря на многочисленные научные данные, свидетельствующие, что именно пережитое насилия зачастую приводит к тому, что женщины начинают употреблять наркотики и алкоголь, чтобы справиться с пережитыми психологическими и физическими травмами.
Решив избавиться от наркозависимости, женщины часто сталкиваются с недопониманием и враждебностью. Гендерно-ориентированных программ не так много, как того хотелось бы, и мужчины во многих случаях превалируют в программах снижения вреда и программах по лечению от наркозависимости. В результате женщины рискуют оказаться практически в тех же самых условиях контроля, страха и доминирования, которые окружали их дома. Это одна из причин того, почему лишь пятая часть из нуждающихся женщин имеет доступ к наркологическим услугам, о чём свидетельствуют данные ООН. В Грузии, например, лишь 2% всех, кто участвует в метадоновой программе, составляют женщины.
Не имея должного доступа к социальным и медицинским услугам, женщины оказываются запертыми в круговороте гендерного насилия, что подрывает их здоровье и здоровье их детей. Страх перед насилием не даёт женщинам возможности обсудить со своим партнёром безопасные техники секса, они не могут отказаться, если им предлагается использовать тот же шприц, которым кололся их парень. В результате этого на 50% возрастает риск того, что они заразятся ВИЧ. Но не надо забывать, что положительный тест на ВИЧ является мощным фактором, способствующим возможному насилию, поэтому женщины зачастую просто отказываются от тестирования, таким образом не имея возможности воспользоваться лекарствами, которые могут спасти им жизнь.
Активисты, борющиеся с гендерным насилием, должны приложить больше усилий, чтобы их помощь дошла до женщин, употребляющих наркотики. Есть несколько решений – например, можно увеличить объём средств, вкладываемых в гендерно-ориентированные программы снижения вреда, или вести работу по декриминализации употребления наркотиков и секс-работы, или работать над изменением дискриминационных правил, которые не дают женщинам, употребляющим наркотики, пользоваться услугами шелтеров и другими социальными услугами.
Например, в Кыргызстане проект «Крылья надежды» помогает женщинам, употребляющим наркотики, составить индивидуальные Планы безопасности и получить доступ к юридическим и медицинским услугам. В Индии, Украине и Грузии организации, работающие по программам снижения вреда, реализуют похожие проекты. Однако, чтобы эта работа продолжалась, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранились и преумножились инвестиции в работу общинных организаций, имеющих доступ к этим женщинам и умеющих работать с ними.
Сами по себе услуги не могут остановить эпидемию гендерного насилия, с которой этим женщинам приходится сталкиваться. Часто самих женщин, употребляющих наркотики, не приглашают принять участие в поиске решения этой проблемы. Хоть и медленно, но эта ситуация постепенно меняется: в 2016 году группа женщин, употребляющих наркотики, впервые приняла участие в Глобальном феминистском форуме, организованном Ассоциацией за развитие женских прав. На форуме феминистскими активистами всего мира был поднят вопрос реформирования карательной наркополитики и её влияния на права и здоровье женщин. Кроме того, женщины, употребляющие наркотики, выступают с докладами на заседаниях Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), требуя, чтобы к ним относились как к обычным гражданам, а не как к преступникам.
Во время проходящей в этом году Всемирной 16-дневной кампании против гендерного насилия участники движения за прекращение гендерного насилия должны начать прислушиваться к голосам женщин, употребляющим наркотики, обязательно привлечь их к поиску решений и прислушаться к их советам и предложениям.