Старческое слабоумие. Как помочь родным и соседям

Оригинал этой статьи доступен на сайте Кактус Медиа по этой ссылке

С 10 октября по 10 ноября в Кыргызстане проходит месячник психического здоровья. Одно из серьезных заболеваний, рост которого наблюдается по всему миру, — это деменция, или старческое слабоумие. Из-за расстройства человек утрачивает способность ухаживать за собой и отвечать за свои действия. О том, что это такое и как себя вести родным больного, Kaktus.media поговорил с врачом-психиатром Татьяной Галако.

Фото из интернета

Фото из интернета

— Что такое старческое слабоумие?

— Сейчас в международной классификации болезней это называется не старческим слабоумием, а деменцией при болезни Альцгеймера. В первую очередь это значительное снижение интеллекта, памяти, всех критических способностей человека. То есть человек не может оценивать, что он делает, не может прогнозировать и строить планы.

Во всем мире идет быстрое прогрессирование болезни Альцгеймера. Заболевание растет в геометрической прогрессии. Это бич XXI века. Проблема геронтологического возраста.

 

Очень часто такие пациенты приносят дискомфорт окружающим, родственникам, соседям. С ними действительно трудно сосуществовать, потому что в симптоматику включаются и другие расстройства. Например, они собирают мусор и носят его в квартиру. Они могут предъявлять родственникам необоснованные претензии по поводу того, что у них все хотят забрать. Такие больные могут быть агрессивными.

— Что делать с такими родственниками?

— Существует закон о психиатрической помощи, где перечислены показания для недобровольной госпитализации. К ним это тоже применяется. Если больные бывают агрессивными, то это является показанием к госпитализации в стационар. Если больные беспомощные, то это также рассматривается психиатрами, и этого пациента можно освидетельствовать.

На время родственника с деменцией можно определить в частный пансион, если вы уезжаете в командировку и не можете ухаживать за больным. Определение куда-то на длительный срок пока не предусмотрено.

В случае если пациенты одиноки и доставляют дискомфорт другим жителям многоквартирного дома (собирают полную квартиру мусора, запирают в квартире собак, не выгуливают их, не кормят), нуждаются в медицинской и социальной помощи, но не получают ее, то необходимо обращаться в другие инстанции, не только к психиатрам. Здесь должен быть задействован и квартальный, домком, участковый, чтобы освидетельствовать этого пациента, потому что недобровольная госпитализация — сложный процесс, из-за которого может пострадать сам психиатр, если госпитализацию сочтут необоснованной. Поэтому должно быть соответствующее обращение жителей, участкового, что действительно больной доставляет беспокойство, хлопоты и невозможно проживание.

— Но ведь человек выходит из больницы, а полное излечение невозможно. Где выход?

— К сожалению, это процесс прогрессирующий. В мире нет системы, которая бы излечивала деменцию при болезни Альцгеймера. Хотя сейчас уже есть препараты доказательной медицины, которые нужно принимать длительное время, но они просто приостанавливают процесс.

Выходом может стать организация отдельной гериатрической службы. У нас ее нет.

Это должна быть организация на всех уровнях, чтобы родственникам, соседям, окружающим жилось с такими пациентами легче, должны быть задействованы не только психиатры.

— Есть ли какие-то советы родственникам по взаимодействию с больными деменцией?

— Главное при деменции — уход и надзор.

Когда у человека начинает страдать память, существует множество брошюр, где описываются приемы для улучшения памяти. Рекомендуется разгадывать кроссворды, читать побольше литературы. Пока человек занимается какой-то умственной деятельностью, этот процесс не так быстро развивается. Родне мы даем советы, чтобы они напоминали таким людям о времени, о месте, о нем самом, чтобы мозг работал. Просить пересказать, что они видели по телевизору, что прочитали. Это действенные методы.

Мы советуем, чтобы больные не забывали выключать газ, свет, наклеивать специальные листочки. Это тоже помогает. Мы советуем не помещать таких лиц в незнакомые ситуации, потому что они там теряются и наступает декомпенсация (нарушение психического равновесия). Лучше, если люди находятся в привычном для них месте.

— Что делать, когда идут необоснованные обвинения в адрес родных? К примеру, я знаю бабушку, которая ходит по соседям и жалуется, что якобы дети ее не кормят.

— Нужна постоянная разъяснительная работа среди населения. Люди должны понимать, что это психическое расстройство. В старческом возрасте усугубляются все личностные черты. То есть если человек сам по себе жадный, то в старости становится скрягой. Если подозрительный, то становится настолько подозрительным, что к нему трудно подойти, потому что ему кажется, что везде с ним что-то не то хотят сделать.

Очень часто возникают идеи, что больного хотят чего-то лишить и так далее. Это симптоматика расстройства, от этого никуда не уйдешь. Родственники должны это воспринимать как болезнь. Обижаться не надо, это больной человек. Он высказывает не свое истинное представление, а то, что диктует ему болезнь.

В таких случаях лучше всего придерживаться нейтральной позиции. Не отвечать человеку с деменцией нельзя — это может вызвать агрессию. Но желательно не спорить с ним. Чаще всего эти идеи носят бредовый характер. Переубедить человека в бреде невозможно. Критерий бреда, что он не поддается разубеждению. Это вызывает обратные эмоции у собеседника, и он становится еще более агрессивным. Нужно держать нейтральную позицию: где-то согласиться, где-то кивнуть головой, где-то уйти от ответа или попробовать переориентировать на другую тему. Но никак нельзя стараться переубедить. Это бесполезно.

URL: https://kaktus.media/365010

Комментарии закрыты.