Одним из открытий во время командировки в Москву по обмену опытом работы женских правозащитных организаций было отсутствие на информационных сайтах организаций их адресов. Вся связь с бенефициарами и партнерами происходит по телефону или электронной почте. В ходе беседы по телефону в случае необходимости личной встречи сообщается адрес организации и даются разъяснения, как туда добраться, потому что город огромный, много времени уходит на дорогу и поиск места. Вторым удивлением было отсутствие табличек на дверях зданий, информирующих о том, что здесь находится нужная организация. Это делается исходя из соображений безопасности, так как организации защищают права уязвимых граждан и есть вероятность провокаций.
Знакомство с руководителем Центра “Сестры”, оказывающим помощь пострадавшим от сексуального насилия женщинам, Надеждой Замотаевой и ее сотрудниками было одним из самых важных и интересных моментов командировки. Два дня мы общались с теплой дружеской обстановке за чаем с блинами с разными начинками (это был период празднования Масленицы). Бывает, что после нескольких минут общения понимаешь, что встретила своих единомышленников, близких и понятных людей. За окном было -15 мороза, а комнате тепло и приятно.
Стены офиса центра украшены работами женщин, отражающими их внутреннее состояние. Некоторые рисунки яркие, сочные, местами мрачноватые. Другие работы более мягкие, светлые, но неопределенные, нет четких образов, мысли автора словно в тумане, в поиске, который бывает сложным для человека, пережившего насилие. Путь к исцелению может длится несколько лет. За это время с помощью специалистов человек открывает в себе скрытые возможности, например, он начинает рисовать, писать стихи. Важно, чтобы рядом были понимающие люди, профессиналы в своей области.
На полках и в шкафах множество литературы и информационных материалов, магниты на холодильнике показывали географический охват передвижений сотрудников и подарков от гостей. Здесь нет чужих, здесь все свои и надолго.
Как появились “Сестры”?
Независимый благотворительный Центр “Сестры” был одним из первых кризисных центров на территории бывшего Советского Союза. В апреле 1994 года была открыта служба телефона доверия для женщин, переживших сексуальное насилие. Телефон доверия по номеру +7 499 901 02 01 работает пять дней в неделю с десяти часов утра до восьми вечера. За годы обратились более 75 тысяч людей. Индивидуальную помощь получили более пяти тысяч человек. Консультанты телефона доверия оказывают психологическую помощь и эмоциональную поддержку пережившим сексуальное насилие и их близким. По телефону можно получить информацию о медицинских и юридических организациях, где оказывают помощь, можно записаться на консультацию к психологу. За годы работы психологи центра провели более двух тысяч очных консультаций пережившим насилие. Телефонные разговоры строго конфиденциальны, они не записываются, помощь предоставляется бесплатно.
В 2016 году на линию поступило более 680 звонков, из них 208 были кризисными, то есть поступили от людей в тяжелом кризисном состоянии. Анализ звонков за 2016 год показал, что 89% обратившиеся – это женщины, 11% — мужчины. В 99% насилие было совершено мужчинами. Позвонившие сами принимают решение, что они готовы рассказать. Анализ показал, что в 38% сексуальное насилие было совершено над несовершеннолетними. При желании обратившихся центр организует очные консультации, в 2016 году их было 64.
С прошлого года стали практиковать оказание консультаций по электронной почте и через чат. Эффективность этого метода даже повлияла на некоторое снижение количества звонков на телефон доверия. Была озвучена рекомендация продвигать этот метод в Оше, чтобы клиенты обращались через электронную почту. Также это решает вопросы безопасности сотрудников.
“Сестры” придерживаются позиции, что тема насилия не всегда может быть мрачной и тяжелой, этому подтверждение – сайт организации www.sisters-help.ru, который представлен в светлой цветовой гамме. Он прост и интересен, содержит информацию об организации, мероприятиях, финансовых отчетах.
Взаимная поддержка и равенство
Название центра “Сестры” отражает принцип равенства между обратившимися за помощью и консультантами. Сотрудники не навязывают свое мнение, не осуждают клиентов, они верят в личность, ее выбор и самоопределение. Надежда Замотаева называет эту работу “психологическим сопровождением”.
Кроме этого центр обучает консультантов телефонов доверия, проводит информационно-обучающие мероприятия. В центре установлено дежурство, так как сотрудники совмещают трудовую занятость и в других местах. Такой смешанный тип работы позволяет удержать хороших специалистов в центре, особенно это важно в периоды недостаточного финансирования.
Центр существует на 80% на средства частных пожертвований. “Каждый рубль – это голос “за культуру мира”, — улыбается Надежда. Также есть возможность получения грантов, но тут следует проявлять осторжность, чтобы не попасть в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В 2016 году частные пожертвования составили более пяти миллионов рублей. 57% пожертвований приносит сотрудничество с порталом “Такие дела”. Но центр старается самостоятельно продвигаться в поисках источников. В том же году расходы на аренду помещения, коммунальные платежи были по проекту по противодействию торговли людьми на грант международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Для некоторых московских активистов деятельность в общественных организациях основана на потребности помогать людям, а не с целью заработка, поэтому многие сотрудники фондов имеют занятость в нескольких местах. Здесь слышна фраза: “В фонде я не для заработка, а для души. Деньги зарабатываю в другом месте”. Но это не означает отсутствие заработка в фондах, просто он скромнее по размерам.
Другой момент связан со сложностью работы в организации, оказывающих помощь пострадавшим от насилия людям. Психологически выдержать 8-и часовой рабочий день непросто. Чтобы не допустить синдрома профессионального выгорания существует дежурство. Большую помощь оказывают волонтеры. Даже руководитель фонда занята и в других организациях, о том, как удается совмещать и все успевать, Надежда ответила: “По моим ощущениям, я всё время куда-то бегу и одновременно думаю о куче вопросов. Про команду, тут важно, на мой взгляд, то что у нас есть принципы помощи пострадавшим, которые действуют внутри организации, т.е. в первую очередь — это ВЗАИМОПОДДЕРЖКА, а не общение друг с другом с позиции «сверху» и кто тут начальник. Есть штат и есть волонтёры. Люди сами расставляют приоритеты и ищут свои смыслы в совместной работе. Всё работает само!”.
Для предотвращения выгорания практикуется метод “супервизии” — обсуждение и анализ сложных моментов. “Открытость тоже наш ресурс — это регулярные собрания коллектива и обсуждение насущных вопросов. Простота и доступность каждого члена коллектива — это тоже наш ресурс”, — пояснила руководитель.
Для привлечения средств центр периодически организует различные мероприятия, например, полтора года назад очень успешно прошел благотворительный забег под девизом “Одежда не говорит “Да” с целью привлечения внимания к стереотипу виновности жертвы и оправдания насильника. Участницы в спортивного вида мини-юбках и футболках участвовали в забегах на разные дистанции. Это не было спортивным соревнованием, некоторые участвовали с маленькими детьми, которых везли перед собой в колясках.
В феврале прошел показ двух спектаклей, средства от продажи билетов ушли в фонд “Сестер”. Работа по фандрайзингу не прекращается, в привлечении средств задействованы партнеры и коллеги других организаций. Они понимают, что сообща можно добиться многого. У всех одна цель – чтобы не было женских слез.
Записала Сахира Назарова
фото из интернета