Декларация Овьедо: десять предложений, которые необходимо учитывать при планировании политики наркопрофилактики

Преамбула
Употребление наркотиков продолжает создавать очевидные проблемы для населения во всем мире. Всего за одно десятилетие употребление наркотиков выросло на 23%. В то же время наука доказала, что значительную часть проблем, связанных с употреблением наркотиков, можно предотвратить. Во Всемирном докладе о наркотиках за 2023 год Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) отмечена необходимость разработки и реализации международных крупномасштабных инициатив по профилактике употребления наркотиков.

9 июня 2023 года национальные и международные эксперты встретились в Овьедо, Испания, на консультационной встрече, организованной Proyecto Hombre, чтобы изучить эффективные стратегии профилактики употребления наркотиков, соответствующие международным научным стандартам. Такие стратегии направлены на устранение уязвимостей, связанных с негативными социальными последствиями и последствиями для здоровья, а также с аддиктивным поведением. По итогам консультаций была принята данная декларация, призванная усилить наркопрофилактику, являющуюся начальным этапом наркополитики.
Она опирается на существующие глобальные декларации и политические обязательства, которые служат дорожными картами для стран, а именно Итоговый документ ССГАООН 2016 года и Декларацию министров 2019 года в которых подчеркивается ценность научно обоснованной профилактики и особенно упоминаются международные стандарты УНП ООН/ВОЗ по профилактике употребления наркотиков.

С учётом недавней резолюции Комиссии Организации Объединенных Наций по наркотическим средствам №65/4 («Содействие комплексной и научно обоснованной ранней профилактике») организации, поддерживающие Декларацию Овьедо, стремятся укрепить и в полной мере реализовать цели указанных политических деклараций и обязательств, одновременно стремясь к прогрессу в достижении Целей устойчивого развития посредством изложенных здесь десяти предложений.

Предложения

  1. Призвать страны добиться того, чтобы к 2030 году не менее 25% денег, предназначенных для реализации стратегии и политики снижения спроса на наркотики, выделялись на вопросы профилактики
    Принимая во внимание существующие данные об эффективной и экономически обоснованной профилактике, мы призываем страны достичь к 2030 году национального консенсуса, взяв на себя обязательство выделять на наркопрофилактику и поддерживать по крайней мере четверть общего бюджета политики по снижению спроса на наркотики. Кроме того, мы считаем, что политика должна быть пропорционально сбалансирована между мерами по сокращению спроса на наркотики и мерами по сокращению предложения наркотиков, обеспечивая при этом общественное здоровье и безопасность для всех людей и гарантируя их права человека.
  2. Пропагандировать такой подход, при котором наркопрофилактика будет ориентирована на все возрастные этапы развития, при этом способствуя более ранней профилактике
    Профилактику следует начинать как можно раньше и учитывать периоды, начиная с беременности, младенчества, детства и подросткового возраста, путем определения приоритетных областей вмешательства в семье, школе и обществе и продолжая эту работу во взрослом возрасте. Эффективная профилактика направлена на усиление защитных факторов и расширение прав и возможностей людей на протяжении всей их жизни на личном, эмоциональном и социальном уровнях.
  3. Содействовать проведению исследований и оценок, чтобы избежать неэффективных или контрпродуктивных стратегий профилактики.
    Профилактика – это наука. Исходя из этого, формулирование и реализация политики профилактики должны включать научно обоснованные, основанные на данных вмешательства и механизмы систематической оценки, основанные на международных стандартах, и реализовываться в тесном сотрудничестве с научными кругами и организациями гражданского общества. Этот подход позволит избежать политики в отношении наркотиков, основанной на неправильных представлениях и заблуждениях. Кроме того, инвестирование в возможность распространения результатов исследований имеет большое значение для обеспечения реализации эффективной профилактики в различных социальных, экономических, политических и культурных контекстах.
  4. Расширить концепцию профилактических мер, чтобы сместить акцент с наркотиков на человека и сообщества.
    Сосредоточив внимание на человеке, а не на наркотиках, профилактические меры должны учитывать уязвимости на индивидуальном уровне и потенциальное защитное воздействие социальных структур и законодательной базы, окружающей человека. Такой подход предотврати употребление не только запрещенных наркотиков, но и всех наркотиков в целом, включая табак, алкоголь, каннабис, лекарства, отпускаемые по рецепту, или новые синтетические вещества, которые широко распространены. Это также будет включать профилактику зависимостей, не связанных с психоактивными веществами, таких как зависимость от азартных игр и расстройств, связанных с цифровыми играми.
  5. Сделать общепринятыми межсекторальные подходы к профилактике, включающие все группы населения, подвергающихся риску
    Воздействие употребления наркотиков неравномерно, оно в значительной степени зависит от социальных детерминантов здоровья, на которые влияют несколько факторов, включая, среди прочего, гендерную идентичность, этническую принадлежностью, возраст, сексуальную ориентацию и место проживания. Исходя из этого, стратегии предотвращения должны включать целостный, межсекторальный подход, направленный на устранение различных уязвимостей, чтобы обеспечить возможность разработки более равноправной и справедливой политики. Следует приложить все усилия, чтобы службы профилактики ставили в приоритет охват наиболее изолированных и стигматизированных групп, таких как несовершеннолетние, лишённые заботы со стороны взрослых, бездомные, люди с психическими расстройствами, ЛГБТКИА+, мигранты и перемещенные лица, а также коренные народы. Это потребует профилактических мер, адаптированных к конкретным потребностям каждого человека в каждом отдельно взятом контексте.
  6. Усилить системную профилактику с участием многих заинтересованных сторон и документировать эффективность и рентабельность на глобальном уровне.
    Системы профилактики должны объединять разнообразные меры и скоординированные усилия различных правительственных, неправительственных и общественных секторов для предоставления широкого спектра услуг детям, молодежи и другим возрастным группам. Страны должны извлечь выгоду из имеющихся профилактических услуг на национальном и местном уровнях при их приведении в соответствие с международными научными стандартами. Поэтому необходимо вкладывать больше средств в тиражирование моделей профилактики, доказавших свою эффективность и рентабельность на международном уровне.
  7. Обеспечить всеобщий охват мерами непрерывной заботы.
    В соответствии с подходом общественного здравоохранения, страны должны обеспечивать такую наркопрофилактику, которая была бы приемлемой и доступной для всех людей во всем мире, на глобальном и местном уровнях, и переплеталась бы с мерами по укреплению здоровья, раннему выявлению и вмешательствам, снижению вреда, лечению наркозависимости, реабилитации и социальной интеграции как составных частей системной непрерывной заботы.
  8. Страны с низким и средним уровнем дохода должны находиться в приоритете.
    В странах с низким и средним уровнем дохода, а также в регионах, переживающих гуманитарный кризис, может отсутствовать базовая социальная и медицинская инфраструктура. В этих условиях инвестиции в профилактику должны стать ключевым приоритетом. Мы призываем к выстраиванию прочных партнерских отношений между правительствами, международными организациями, гражданским обществом и частным сектором, а также к обмену опытом в области профилактики и контекстуализации и локализации стратегий профилактики, основанных на подходе «не навреди». Мы также призываем к реализации инициатив по расширению прав и возможностей семей, других лиц, осуществляющих уход, молодежных и общественных лидеров.
  9. Развивать потенциал нынешних и будущих специалистов по профилактике.
    Признавая ключевую роль профессионалов в осуществлении эффективной профилактики, мы призываем образовательное сообщество включить науку о предотвращении рискованного поведения в основные и обязательные учебные программы по здравоохранению, образованию и преподаванию социальных наук. Мы также подчеркиваем необходимость обеспечения процессов сертификации и непрерывного обучения специалистов по профилактике на протяжении всей их трудовой карьеры, а также обеспечения благоприятных условий работы во избежание выгорания.
  10. Отслеживать состояние профилактической политики посредством подотчетного надзора.
    Мы призываем страны, Комиссию по наркотическим средствам, Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирную организацию здравоохранения и связанные с ними организации адекватно оценить охват, актуальность, реализацию, инвестиции и эффективность политики наркопрофилактики в своих юрисдикциях путем постоянного отслеживания и предоставления данных международных, региональных, национальных и местных отчетов о мониторинге наркотиков или путем организации специального мониторинга в тесном сотрудничестве с гражданским обществом.

Организации, выразившие поддержку:
К Декларации можно будет присоединиться начиная с 1 января 2024 года. Декларация будет представлена на 67-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам 18-22 марта 2024 года. Подписать и просмотреть список организаций, выразивших свою поддержку, можно по ссылке.

Декларация составлена в сотрудничестве с этими людьми (в алфавитном порядке по первой букве фамилии в английской версии):
Susana Al-Halabí, Eulalia Alemany, Alfonso Arana, Andrea Ascari, Graciela Barreto, Karen Biggs, José María Blanco, Jessica Bolaños, Doug Bond, Luís Bononato, Nicolas Bourguignon, Ilko Boyadzhiev, Michal Budniakiewicz, Pedro Caceda, Selva Careaga, Fabián Chiosso, Ibe
Christogonus, Ashley Colon, Nicolás Conde, Joe Coyte, Calixta De Balmaceda, Mari Paz De La Puente, Marta Del Arco, Cristina Delgado, Natacha Delmotte, Paulo Azevedo Dias, Covadonga Díaz, Markéta Dolejsi, Alasana Drammeh, Cristian Duarte, Maria Àngels Duch, Oriol Esculies, Gonzalo Esquivel, Aránzazu Fernández, José Ramon Fernández-Hermida, Souraya Fremm, Orsolya Gancsos, Lucía Goberna, Alba González, Eliseo González, Marta González, Yoana Granero, Sharif Hamid, Patrick Harvey, Amir Hasanović, Eider Hormaetxea, Jhonny Huanto, Martin Infante, Ruslan Isaev, Julio César Jonte, Phaedon Kaloterakis, Habib Taigore Kamara, Rogers Kasirye, Raffi Kaypekian, Kyoko Kondo, James Koryor, Matej Košir, Pablo Kurlander, Alex Lee, Domingo Legua, Paola Lami, Faisal Latif, Thomas Legl, Manuel Enrique López, Marianella Lorenzo, Wadih Maalouf, Quetzalli Manzano, Regina Mattsson, Gabriel Mejía, Orlando Menéndez, Guilherme de Sousa Meneses, Manuel Mingorance, Peter Moilanen, Jesús Morán, Gladness Hemedi Munuo, Sonja Phutachad Neef, Danil Nikitin, Augusto Nogueira, Irene Núñez, George Ochieng Odalo, Jorge Olivares, Carmen Orte, Nuria Parada, Belén Pardo, Virginia Pérez, Elena Presencio, Lidia Clara Rodríguez, Lucas Roncati, Patricia Ros, Miguel Rubio, Margarita María Sánchez, Adriano Schuster, Luis Sdoia, Roberto Secades, Rosario Sendino, Elias Siboniyo, Ondřej Sklenář, Stig Erik Sørheim, Eva Tenorio, Fabián Tonda, Lohanis Ureña, Shane Varcoe, Eloísa Velarde, Olga Vicente, Cristina Von Sperling, Diana Vincent, Ina Vutkariov, Dandy Yela, Natalia Zachartzi, Mikhail Zharkov.

Связаться с членами рабочей группы: contact@oviedodeclaration.org

Наблюдатели:
Испания (Правительственная делегация по разработке национального плана по противодействию наркотикам, Министерство здравоохранения)

Управление ООН по наркотикам и преступности (Отдел профилактики, лечения и реабилитации УНП ООН)

Совет Европы (Группа Помпиду)

Университет Балеарских островов (Группа социального и образовательного обучения и исследований)

Университет Овьедо (Отдел исследований аддиктивного поведения)

Венский комитет НПО по наркотикам

*Мнения наблюдателей могут не совпадать с содержанием данной Декларации.

Комментарии закрыты.